06 лютого, 2010

Психологические особенности кожных заболеваний


Кожа – это на самом деле единственное, что отделяет нас от внешнего мира. Нейродермит, экзема, псориаз и даже банальная угревая сыпь – играют особую роль в упрочнении этого барьера. Поэтому кожные заболевания часто носят психологическую природу. Эта статья написана на «человеческом языке», в ней показаны современные теории возникновения этих неприятностей, а также приведен пример психотерапии по методу символдрамы. Приятного чтения и будьте здоровы. Любви Вам к себе.

Свет мой, зеркальце, скажи...

И действительно: как Вы подходите к зеркалу, с какими чувствами, с какими вопросами? С улыбкой, спешите увидеть себя-несравненного? Или как придирчивый ревизор с очередной инспекцией: что новенького появилось, что, возможно, исчезло? Или Вам абсолютно не хочется очередной раз встречаться со своим отражением, так как его вид по определенным дерматологическим причинам Вас огорчает...


Физиологические функции кожи разнообразны. Она принимает участие в обмене тепла и жидкости. Это орган прикосновенья, восприятие тепла, холода и боли. Кроме того, кожа выполняет защитную функцию. Рядом с физиологическими функциями можно проследить ее психологическое значение: кожа лица и тела для окружающих является органом выражения и репрезентации. Смотря на кожу, можно вообразить внутреннее состояние другого человека. Например, краснеют от стыда, бледнеют от страха, потеют, появляется «гусиная кожа» и волосы становится дыбом от ужаса. Наш повседневный язык пестреет стойкими словосочетаниями: один человек имеет тонкую, другой - толстую кожу; можно «лезть из кожи»; не желать побывать в чей-то шкуре (т.е. коже) и т.д.

Если кожа играет такую большую роль в эмоциональной жизни человека, абсолютно ясно, что кожные заболевания могут обуславливаться психологическими причинами. Поэтому когда человек «плачет телом», так как убежден, что нельзя плакать, а врач начнет устранять его болезнь медикаментами, то подсознание пациента будет отчаянно сопротивляться, а болезнь будет обостряться или проявляться в новых неожиданных ипостасях.

Теория светофора

(Сейчас я попробую в понятной форме осветить механизмы возникновения и протекания кожных заболеваний. Названия теорий – упрощенные и шуточные в результате обработки литературных источников, поэтому если читателя интересует более научный и глубокий подход, можно ознакомиться с перечнем литературы на данную тематику в конце статьи.)

Итак, болезнь, как светофор. Наше тело появилось в этот мир первым, потом уже в нем «завелись», т.е. сформировались высшие психические процессы – способность к логическому мышлению и словесной речи. Каким образом грудной ребенок общается, припоминаете? Он выражает свои желания и состояния через все тело. Когда малютка плачет, то она будто плачет всем телом: напрягаются мышцы, краснеет кожа, льются слезы и часто не только слезы. А с какой целью она плачет? Чтобы привлечь внимание мамы к себе, к своим нуждам и желаниям, к своей боли или дискомфорту, голоду или жажде.

С возрастом маленький человек учится магии слов: чтобы что-то получить наверняка, можно об этом попросить. Но иногда случается так, что мать слишком заботится о грудном ребенке, буквально не дает ему пикнуть, сразу предугадывая и удовлетворяя его нужды (слишком маленькая между ними дистанция, они будто одно целое). Соответственно не формируется «привычка» озвучивать, говорить о своих нуждах, создается иллюзия, что о них должны и так догадаться, угадать. Или наоборот - мать дает слишком мало заботы и внимания малышу, не верно интерпретирует его сигналы (слишком большая дистанция между матерью и ребенком). Соответственно у маленького человека подсознательно формируется неверие в целесообразность высказывания своих нужд, ведь так или иначе их не удовлетворят. Отсюда типичная неспособность выражать чувства, которые переживает больной психосоматическим заболеванием, т.е. такое, при котором страдание тела вызывается страданием души. Человек не в состоянии связывать словесные или жестикулярные символы с чувствами. Чувство тяжело передать словами, они ощущаются как что-то глухонеструктурированое, их часто описывают через окружающих (моя жена сказала... врач сказал... и т.п.) или вместо чувств описывается телесная реакция.

К чему же здесь кожные заболевания? Вот к чему: если мы не научились говорить на уровне слов, то за нас «слово брать» будет наше тело. «Встречают по одежде (по внешности)»... Кожа - наиболее нагруженный информацией орган (например, если у человека язвенная болезнь желудка, на первый взгляд тяжело это определить). Организм выступает как символ, как светофор, которому ничего не остается, кроме как посильными ему методами высказывать то, что есть внутри.

Теория чайника

Утро. Мы умываемся, готовимся к новому дню. Ставим чайник на плиту. Кто-то планирует попить кофе, кто-то - чая. А что происходит с чайником? Он постепенно нагревается, его донышко накаляется, тепло передается воде внутри, вода расширяется, постепенно начинает увеличиваться в объеме и расслаиваться на жидкость и пар. И вот - пришел момент, и чайник отчаянно свистит, извещая нас, что больше вода в нем уже не нагреется, и его время снимать с огня.

Нас переполняют нереализованные импульсы, инстинкты и желания. Мощнейшие из них - это сексуальное желание и агрессивные тенденции, это радость и гнев, которые по определенным социальных или характерологичным причинам мы не выражаем. Часто мы даже боимся этих своих эмоций, и они умножаются еще и на тревогу, вызванную ими же. Это тот огонь, который планомерно нагревает «донышко» нашего организма. В таком случае пар может выйти через другое место, «боком», как говорят в народе. Если кто-то не может за себя постоять, „всыпать кому-то”, то символически на себя берет эту задачу кожа в форме сыпи. И тогда можно дать себе волю и агрессивно чесать, скрести и т.п. Аккумулированная энергия должна найти себе выход, ничто ниоткуда не берется, и никуда не исчезает.

Вот основные два шага, которые характеризуют процесс возникновения заболевания (не только кожного, а и любого психосоматического):

1. Торможение / вытеснение автономных желаний, которые ведут к мобилизации телесного процесса для следующей агрессии или сексуального возбуждения (действие не происходит);
2. „Вегетативное отступление” — направленное на самосохранение и сохранение сил (действие подменяется процессом в собственном теле).

Несколько слов об аллергии. В обычной медицине аллергия вообще не лечится. Все, что может современное лекарство - это на короткий срок подавить аллергические проявления: отек, высыпание, зуд и т.д. Если объяснить, что происходит с алергиком, это прежде всего внутренняя агрессия. А уже агрессия тесно связана со страхом. Человек борется только с тем, чего боится. Например, как трактуется в психосоматике аллергия на мех кошек: мех ассоциируется с лаской, нежностью, если человек отбрасывает мех (через аллергию), итак, он отбрасывает ласку, а раз отбрасывает, следовательно, он ощущает ее недостаток. Если человеку, который находится без сознания, ввести в кровь антиген, который обычно вызывает у него аллергию, реакция не состоится. Это доказывает, что на самом деле все проблемы лежат на психическом уровне. Аллергический человек вылечится только тогда, когда поймет проблемы, которые вытесняются (например, страх и агрессия), и примет их.

Во время проведенных мною исследований интересным оказался факт: у людей без психосоматических заболеваний наблюдается высший уровень депрессии, чем у тех, кто страдает кожными заболеваниями. Это можно объяснить принципом обратной зависимости: при значительных соматических расстройствах депрессивное расположение духа отходит на второй план, как это не удивительно, а при более выраженных депрессивных расстройствах меньше заметны телесные. Т.е. кожное заболевание может служить тем симптомом, на который сбрасывается грусть и депрессивность, тем свистком у чайника, который сигнализирует и одновременно снимает напряжение.

Теория панциря

Кожа - орган контакта с другими людьми: нежное прикосновенье и боль, сексуальное возбуждение, жестокое отношение в первую очередь ощущает кожа человека. Подавляющее большинство пациентов рассматривали кожное заболевание как непреодолимое препятствие для общения, особенно интимного. Но больные, например, с нейродермитом редко высказывают переживание своего косметического дефекта, избегают вопросов о том, насколько для них неприятное наличие кожных высыпаний. Хотя их жалобы сосредоточены на зуде, утомляемости, плохом сне, а не на уродующем дефекте, поведение больных показывает, насколько они переживают последний.

Обострение нейродермита часто возникают при проблемах в партнерских отношениях или разлуке, появлению лиц, которые имеют большую эмоциональную привлекательность для больных. Нередко оказываются переживания и проявления сильных эмоций, ожиданий, желание близости, сексуальности и ее неудовлетворенность вследствие собственной двусмысленности или отказа партнера. Двусмысленность состоит в противоречивой установке относительно общения: потребность в привязанности при одновременном страхе полной близости („кожной близости”), «будь со мной, ты мне нужен» и одновременно «иди прочь, я тебя боюсь!». А это и есть конфликт желаний, который в той или другой форме лежит в основе каждого психосоматического или невротического расстройстве.

Предположим, есть желание близости, сексуальности, демонстрации собственного обнаженного тела. Но также есть установка, что близость - опасна, секс - грязен, оголенность - неприлична. Решение этого конфликта берет на себя кожа: теперь у желания есть «объективная» причина отойти на задний план - тело не может разрешить себе близости и тесного контакта. Выстраивается панцирь, который искусственно защищает личность от противоречивых желаний.

Также многочисленные случаи общения и диагностики показывают нестойкость межличностных отношений, чередование сближения со последующим резким разрывом отношений составляют характерологическую основу для лиц с кожными заболеваниями. Наверное, чтобы защитить себя от разочарований внезапного и болезненного отдаления, они стараются убедить самых себя, что им не присуще естественное человеческое желание к уменьшению дистанции с близкими. Отношения для этой группы людей являются некомфортными, неприятными, им хотелось бы изменить ситуацию, но они бессильны, не могут руководить дистанцией. Тогда тело, т.е. кожа, сама выступает внешним барьером, который должен отделить, отмежевать от себя другого.

«Живая вода» и дуб зеленый


Наиболее эффективной психотерапией при кожных заболеваниях является работа с несловесной информацией - с самим телом (танце-двигательная терапия, телесные практики) и с символьным материалом (помним, что тело - это символ?). Одним из самых действенных методов, которые работают с символьным материалом, - это Символдрама. Это - метод психотерапии, основной техникой которого являются представления клиентом образов на заданную тему в состоянии расслабления. Несознательное может свободно разворачиваться при работе с образами, которые объединяются с рисованием и ведением клиентом дневника. Эмоциональное переживание на символическом уровне определенных конфликтов и проблем, во-первых, дает облегчение, а, во-вторых, приводит к важным осознаниям.

Разрешите поделиться с Вами итогами проведенных практических исследований с помощью тестовых методик и техники Символдрамы (был использован диагностический и терапевтический мотив «Дерево», поскольку именно символ дерева является одновременно и представлением личности клиента, и родительской фигуры, а контакт с деревом может характеризовать особенности кожного контакта со значимыми другими).

У клиентов, которые страдают кожными заболеваниями, существуют трудности в определении и описании собственных переживаний; сложность в выявлении отличий между чувствами и телесными ощущениями; сконцентрированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Следует описать такой яркий случай, когда клиент описывал свои тактильные ощущения во время мысленного эмоционального взаимодействия с деревом:

„Опишите свои чувства, когда Вы трогали дерево:

— Рукой: любви.
— Щекой: ласки.
— Прислонялись грудью: могущества, власти.
— Прислонялись животом: радости.
— Опирались спиной: легкости.”

Возможно, такое слияние тактильных ощущений с эмоциями подтверждает мысль Н.Пезешкиана о том, что в случае кожного заболевания человек развивает особые, хорошо дифференцированные, хотя, очевидно, и противоречивые способности. Его одновременно можно назвать и толстокожим, и тонкокожим. С одной стороны, его кожа, как у слона, толстая, она ни на что, кажется, не обращает внимания. С другой стороны, некоторые вещи он „чувствует кожей”, ему хочется „вылезть из кожи”, хотя он так и не может „разлучиться со своей кожей”.

Люди, страдающие кожными заболеваниями, и относительно здоровые люди отличаются субъективными переживаниями при тактильном контакте с деревом, во время его представления. Если дерево как такое можно символически считать представлением пациента о себе, то неприятная крона, безлиственная и сухая свидетельствует об определенных трудностях в принятии себя, собственного тела и внешности, которая присуща данной категории лиц. Но также дерево может символизировать и внешний объект - тогда неприятные переживания во время контакта свидетельствует о непринятии физического контакта. И вдобавок в нашей культуре традиционно считается рукопожатие приветствием, распространенное дружеское хлопанье по спине. Эти действия сигнализируют о добрых намерениях, откровенных отношениях, которые человек может не принимать, или не доверять этим внешним пантомимическим посланием.

Ради яркого примера можно привести случай представления дерева клиенткой (20 лет) с жалобами на распространенные кожные высыпания, которые, по ее мнению, обусловленные ситуациями эмоционального напряжения, связанными с учебой. Симптоматически, что младшая сестра клиентки болеет нервной анорексией, у отца - рак. Мать характеризуется доминантностью и властностью по отношению к домашним. Так или иначе, можно заметить патологическую ситуацию в семье.

Ей представился 140-летний дуб с большими, развесистыми ветвями без листвы. Во время тактильного взаимодействия дерево казалось влажным и неприятным. Было большое черное дупло. Впечатление от дерева, как от одинокого человека, вызывает сочувствие, но нежелание взаимодействовать. В процессе дальнейшего обсуждения образа оказалось, что дерево напоминало пациентке ее отца (дупло - его символическое заболевание). Сравнительно с влажным безлиственным черным дубом, общий фон образа был контрастно положительным - хорошее расположение духа, красивая солнечная весенняя погода и т.п. На вопрос, что хотелось бы сделать, клиентка изъявила желание как-то помочь дереву. Она нашла неподалеку ручей, полила дерево, которое на ее глазах начало видоизменяться: наливались почки, распускались свежие зеленые листочки, появились цветы (на дубу!). Теперь дерево стало сухим и приятным на ощупь. Пациентка обняла его на прощание. Она была удовлетворена сделанным. Метаморфоза, которая состоялась с деревом в образе, с психотерапевтической точки зрения, может свидетельствовать о положительных изменениях и модификации образа отца в процессе символического взаимодействия и трансформации конфликта.

Ресурсы человеческой психики – безграничны. Вера в это – один из основных принципов Символдраматического подхода в психотерапии. В этом коротком примере можно увидеть, как клиентка самостоятельно применила чрезвычайно действенную технику – «эмоциональную гидротерапию» во время представления образа. Вода - грандиозный символ: это и вóды материнского лона, из которых все мы вышли, и образ «живой воды» из коллективного бессознательного человечества, вода смывает грязь, греховность, дает сил и поддержку. Спонтанное умывание, питье, купание в воде во время представления образов Символдрамы дают однозначно положительные результаты при психотерапии кожных заболеваний.

С И М В О Л Д Р А М А как метод психотерапии

Про танець

Поговорим телом

Подробнее в:

1. Амон Г. Психосоматическая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 238с.
2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Брунека; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. — 376 с.
3. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. — М.: Эйдос, 1996.
4. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1996. — 464 с.
5. Радомская Н.А. Медицина против Медицины или другое мнение. / Гомеопатический Центр реабилитации и здоровья в Ново-Переделкино. — http://homeopatica.ru/POLEMIC/st09.htm
6. Ценёв В. Психосоматические заболевания. — http://psyberia.ru/mindterritory/psychosoma
7. Nemiah John C., MD A Psychodynamic View of Psychosomatic Medicine http://www.psychosomaticmedicine.org/cgi/content/full/62/3/299

Немає коментарів:

Дописати коментар