06 лютого, 2010

Символдрама – десерт к праздничному столу


Когда основные блюда уже съедены, и к танцам или к сладкому переходить рано, над праздничным столом повисает временное молчание. Кто-то из присутствующих случайно вспоминает: «О, среди нас же есть психотерапевт! Валь, а сделай нам какой-либо психологический тест?» Раньше такое предложение заставляло меня смущаться. Теперь я уже знаю, как можно весело и с пользой провести время после такой заявки. Я спокойно предлагаю: «Хотите узнать о себе немного больше?» Если компания готова к самопознанию, я предлагаю сесть удобнее, попробовать закрыть глаза и расслабиться. Сосредоточиваю внимание на дыхании, на ощущениях веса и тепла последовательно во всех частях тела для того, чтобы достичь лучшей релаксации.

Для чего я это делаю?
Психологический дискомфорт, так называемые комплексы и подавляющее большинство телесных заболеваний имеют эмоциональные корни. Детские обиды и ревность, подавленная злость и агрессия, невысказанные желания и неоправданные ожидания – все это, накапливаясь, становится основанием личностных неурядиц.
Физиологически мозг человека устроен таким образом:

- правое полушарие отвечает вообще за эмоции и ощущения (то, что мы видим, слышим, ощущаем как прикосновение, нюхаем или смакуем), за интуицию и творчество;
- левое полушарие - это территория рационального и логического, языка и математики, абстрактных понятий и суждений.

Как Вы думаете, в каком полушарии живет контроль и внутренние цензор? Правильно, в левом, там его штаб-квартира, из которой он руководит переживаниями и эмоциональными воспоминаниями правого полушария. Расслабляя общество за столом, я несколько усыпляю этого цензора.

Символдрама – метод психотерапии, основной техникой которого являются представления клиентом образов на заданную тему в состоянии расслабления. Именно образами мыслит правое полушарие, соответственно давая доступ к эмоциональному материалу. Каждая тема – это «ключ» к определенной проблематике, которая в символическом (поэтому СИМВОЛ) виде разворачивается, происходит, творится (отсюда ДРАМА) в психическом пространстве человека.
 Кстати, уважаемый Читатель или Читательница, 
приглашаю и Вас в мои виртуальные гости.
Вы можете запросто попробовать представить что-то свое,
кто знает, что поведает Вам Ваше бессознательное? :)

Когда гости полностью расслабились, я предлагаю молча представить луг, на котором должен быть конь. Наводящими вопросами сосредоточиваю их внимание на коне, детализирую их представление, заостряю ощущение того, что происходит. Предлагаю сделать то, что им хочется. Следующим прошу вообразить забор, за которым растет клубника. Опять же предлагаю сделать то, что хочется. Дальше прошу запомнить все, что каждый видел, ощущал и переживал, а когда он будет готов, то сжать руки в кулаках, потянуться вперед и вверх, и медленно открывать глаза.

В чем же «фишка»? Есть три кита Симводрамы*:

· Вперед в прошлое! Символдрама - это процесс развития, а ни одно развитие не возможное без регресса. Управляемый регресс - возрастной и эмоциональный - достигаются с помощью релаксации и сотрудничества с терапевтом. Происходит переживание и переосмысление событий прошлого. Часто люди представляют себя в совсем другом возрасте, чем они есть на самом деле, а потом оказывается, что именно в этом возрасте происходили очень значимые события. Благодаря своему воображению человек может изменить что-то в прошлом или в актуальной ситуации, соответственно, изменяя свое отношение.

· Эмоционально-корректирующий опыт. Путешествие в прошлое разрешает скорректировать травматические переживания прошлого. Приобретается новый эмоциональный опыт, который новыми кирпичиками ложится в здание личности. Например, если в моем сознательном опыте нет ощущения того, что я могу достичь успеха, то опыт достижения, который я переживу на символическом уровне научит меня успешности в реальной жизни.

· Диалог с терапевтом. Весь процесс - это странствие спелеологов по темной пещере несознательного. Психотерапевт несет фонарь и направляет луч света в том или другом направлении, освещая уступы и ходы впереди. Клиент сам избирает направление, сам решает, куда отправляться, сам принимает ответственность за результаты работы. Нет директивы. Есть вера в Человека и в его ресурс. Присутствие терапевта-свидетеля странствия разрешает ему реализоваться.

После «лирических» отступлений время снова возвращаться к нашему праздничному столу. Вместе с гостями, которые потягиваются и возвращаются к окружающей действительности. Теперь я могу дать осторожную общую характеристику каждого из символов, а желающие могут поделиться тем, что им воображалось.

Конь – это архетип мужского начала – Анимус, как его назвал Карл Густав Юнг. Анимус есть и в мужчине, и в женщине, поскольку все в мире создано по принципу гармонии.

· В идеале конь воображается красивым, почти прекрасным, сильным и энергичным, с ним хочется повзаимодействовать: покататься, погладить. В этом образе отображается отношение к своему внутреннему мужчине, если оно положительное, то отсутствуют и трудности, связанные со своим полом.

· Если конь воображается привязанным, худым, утомленным и печальным, то, вероятно, что мужское начало подавляется личностью, его сила и творческое начало не принимаются. Если в образе захотелось накормить коня, от чего он начал изменяться к лучшему, это означает, что психотерапевтическое влияние по интеграции этого архетипа состоялось.

· Иногда конь может быть враждебным, злым, агрессивным, вызывать страх и желание убежать. Это свидетельствует об отрицательном стереотипе относительно мужского, как разрушающего и неудержимого. Мужское пугает, соответственно не удается реализовать безусловно положительный потенциал этого начала.

· Катание на коне - символическое объединение и принятия мужского начала. Для мужчины - это владычество и управление своим мужеством, для женщины - это возможность довериться, отдаться мужчине.

Забор – это символ препятствий. Какими их видит человек, как к ним относится, как преодолевает? Все это легко отображается в этом образе. Например, забор может быть высоким и крепким, означая отношение к препятствиям как к весомым и практически непреодолимым. Забор может быть низким, шатким и непрочным, соответственно человек не видит перед собой особых препятствий, привык их одолевать без особого напряжения. Как происходит преодоление препятствия:

· Человек может искать вход и рано или поздно его найти, это свидетельствует о настойчивости и поисковой стратегии при преодолении препятствий, а также - о сильных социальных нормах, ведь он не пошел противоправным путем - не перелез и не сломал.

· Возможно такое развитие событий: перескочить на коне на нереальную высоту. Это - переоценка своих возможностей, некоторое фантазерство и не приятие реальности при столкновении с препятствиями. Также это использование своего мужского потенциала - силы и решительности.

· Подкоп - колоссальное использование личностного ресурса, сильная мотивация, однако сужение внимания, отсутствует широта взглядов.

· Поломать, подорвать, пробить забор может человек, который в жизни ведет себя с препятствиями без церемоний, не учитывает средства и моральную сторону этого вопроса. Это такой Наполеон: «Деревья рубят, щепки летят».

Клубника – это символ эротического соблазна и сексуальности. Варианты развития событий, после того, как человек в конце концов преодолел забор-препятствие и добрался к цели:

· Сочная, красная и сладкая клубника, среди сочной зеленой листвы, насыщенный и приятный вкус - способность радоваться победе, радоваться достигнутому результату, наслаждаться близостью и половыми отношениями.

· Внешне клубника такая, как в предыдущем примере, но на вкус она кислая, сухая, иногда, червивая, неприятная - переоценка поставленной цели и внешних сексуальных проявлений, «горький вкус победы», невозможность достичь сексуальной кульминации, половая дисфункция.

· Клубника засушена, непривлекательная, мелкая - аналогично предыдущему случаю, но без чрезмерного внимания к сексуальному, обесценение всего, что касается наслаждения, особенно телесного, аскетизм.

Каждый из присутствующих за столом делает свои выводы, каждый стал более близок к себе, кто-то удовлетворенно улыбается, кому-то не очень радостно, кто-то задает вопросы, кто-то обдумывает добытый опыт. Я же стараюсь давать максимально осторожные ответы и трактования, поскольку в каждой шутке есть лишь доля шутки - поднятые эмоции на самом деле очень глубокие и личные. Поэтому, если вы хотите по экспериментировать со своим подсознанием, лучше обращаться к специалистам.

* на основании обработки тезисов статьи Эбергарда Вильке «Симолдрама – это творчество», главного врача наибольшей психосоматической клиники в Германии, ученика Х.Лёйнера.
UPD: Недавно (осенью 2010) мне предоставилась замечательная возможность поучиться у славного гера Вильке на семинаре о коррекции психосоматических заболеваний методом Символдрамы. Замечательный Мастер! Жду новых встреч :)

Немає коментарів:

Дописати коментар