06 грудня, 2009

Первый раз в первый класс, то есть на первую работу




Для кого-то первая работа - давно пройденный этап, после которого было много разного опыта и профессиональных экспериментов. Для кого-то она переросшая в первую и настоящую, на которой удалось закрепиться, ощутить стабильность и преимущества карьерного роста. Кто-то только готовится занять свое почетное место в профессиональной сансаре. У каждого, как водится, своя судьба, и свой путь широкий...

В феврале 2008 года журналистка газеты "24" задала мне несколько вопросов относительно той самой "судьбы" молодого сотрудника.
 

1.    Имеет ли первое место работы влияние на развитие карьеры молодого человека? (после окончания ВУЗа)

Менеджеры по персоналу обычно действительно обращают внимание, пошел ли соискатель после окончания ВУЗа работать по специальности и или избрал другую сферу занятости. Если человек 5 лет учился экономике, а  хочет устроиться переводчиком, так как знает английский, возникает сомнение в его ответственности за свое время как главный ресурс, умении делать осознанный выбор. Так могло произойти, если родители сами решили, где учиться их детям, вне зависимости от их устремлений. Это, как говорится, «медвежья услуга» своему чаду. Следующий вариант, когда недавний студент осознанно устраивается в компанию, которая отдает преимущество «выращиванию» кадров. Политика некоторых компаний ориентирована на развитие лояльных, «своих» людей. Научить всегда легче, чем переучивать. Поэтому, если человек потом уходит после такой выучки, то следующий работодатель будет оценивать, кто занимался формированием этого специалиста и подходит ли это под х корпоративную культуру. Тут уж кого берут «с руками и ногами», а кого сторонятся – вне зависимости от квалификации и личностных характеристик, предубеждение против бывшего руководства может перевесить.

2.    С какими проблемами чаще всего сталкиваются молодые специалисты на первой работе?

Можно пошутить, что с такими же, как и дети в первом классе после домашнего воспитания. С одной стороны, появляется новая ответственность, которой не было до сих пор – ты либо выполняешь свои функции ежедневно и получаешь результат, либо не проходишь испытательный срок. Сессий и перезачетов обычно не бывает. С другой стороны, к тебе уже относятся не как к студенту, которых много, который пришел-ушел, а как к ресурсу, который несет свою собственную, очень важную роль в системе, раз он в нее уже попал. Основные проблемы: это самодисциплина, специфика субординации, излишняя самоуверенность либо напротив – скромность, понимание, что учеба и работа даже по специальности, часто, совсем разные вещи.

3.    К вам обращаются молодые специалисты с проблемой взаимопонимания с работодателем на первой работе? Влияют отношение с работодателем на уверенность специалиста в правильном выборе профессии?

Взаимоотношения с руководителем – особый вид отношений. Очень распространенная ситуация: руководитель не дает четких инструкций, заблуждаясь, что «и так все ясно», молодой подчиненный надеется, что «понятно, сделаю как знаю». Вероятность того, что представления о неопределенном задании совпадут у двух разных людей довольно минимальны. Неудовлетворенный начальник может некорректно давать обратную связь – в форме критики, не давать достаточно поддержки, что негативно сказывается и на самооценке, и на адекватности своей профессии как таковой. Что делать новичку? Учиться слушать, все записывать и задавать вопросы до того момента, пока задание не будет предельно ясным. Быть тактичным, но настойчивым. Определить, когда будет происходить промежуточный контроль.

4.    Как позиционировать себя на первой работе, чтобы подняться по карьерной лестнице?

Это сложный вопрос. Если Вы – менеджер по активным продажам, то в Вас ценится напористость, уверенность, умение общаться, мобильность, быстрота реакции, выносливость по отношению к отказам клиентов, знание товара. Если же Вы – молодой бухгалтер, то главными Вашими достоинствами будут внимательность, скрупулезность, усидчивость, знание бухгалтерии. Кроме различий по специальности, у каждой компании своя «душа» - корпоративная культура. Это те писанные (или неписанные) правила общежития коллектива, основные ценности и цели. Одни предприятия ценят честность, открытость, лояльность и толерантность, другие – конкурентоспособность, силу и власть. Есть замечательная книга Стенли Бинга «Как забросить слона в небеса. Дзен и искусство карабкаться вверх», читайте и добивайтесь успехов!

Немає коментарів:

Дописати коментар