23 серпня, 2009

Детская мобилка: «поводок» и учитель


Автор: Влад Абрамов
Говорим полчаса в день и не надеемся, что телефон поможет при ЧП.

Наверняка любой родитель сталкивается с проблемами: стоит ли покупать ребенку мобильный, если да — то в каком возрасте и какую модель? Что делать, если чадо забыло о мультиках, друзьях и «исчезло» в трубке, как в игровой приставке? Как объяснить ребенку, что не стоит тратить все деньги на скачивание анекдотов? Обо всем этом и многом другом мы поговорили с психологами, учителями, да и просто умудренными опытом родителями. А рассказ о том, какие «бонусы» и «подводные камни» таит в себе мобильная связь, начнем с приятного.


«ПОВОДОК». «Когда у ребенка мобильный — всегда спокойнее. Можно позвонить, узнать, где он, как у него дела. Если случаются конфликты с товарищами или учителем — можно помочь их решить», — рассказывает мать второклассника киевлянка Ольга.
«Родители на самом деле получают вместе с мобильным «поводок» для ребенка», — говорит психолог Валентина Паробий. И тут же предостерегает, что безопасность, которую ощущают родители, — мнимая. Ведь во многих ЧП у ребенка попросту не будет времени, чтобы достать телефон и позвонить домой. А многие мамы и папы, переоценивая «спасательную возможность» телефона, позволяют детям позже приходить домой, хотя этого и не стоит делать.
И раз уж речь зашла о происшествиях, заметим, что, как показывает опыт, если школьник не отвечает на звонки или он вовсе «вне зоны», не стоит волноваться хотя бы пару часов. Трубка разряжается и забывается в самые неподходящие моменты.
«МОБИЛЬНЫЕ МАМЫ». «Я на работе иногда до девяти вечера бываю, ребенок с моими родителями. Благо есть мобильный, могу по нему звонить, когда соскучусь, да и 6-летняя дочка мне сама звонит, — рассказывает менеджер одной столичной компании Яна, и, увы, она не единственная «телефонная мама». По мнению психологов, общение по мобильному не может заменить полноценных разговоров, и у детей впоследствии могут возникнуть проблемы с общением со сверстниками, они станут более замкнутыми. Что же полезного может дать телефон? Пожалуй, SMS в разумных количествах обучат ребятишек краткости изложения мыслей.
«МОБИЛЬНЫЙ — ТОЛЬКО С 16-ТИ»
С момента появления мобильных телефонов не утихают споры о том, вредны ли они для здоровья владельцев или нет? Опасения вызывает в первую очередь излучение трубок, которое по своей природе якобы схоже с действием микроволновой печи. Дескать, от него наши мозги со временем совсем сварятся вкрутую, и, как прогнозирует австралийский НИИ здоровья, к 2020 году треть земного шара вымрет именно из-за мобильных. Да и отечественные ученые бьют тревогу. «Мобильные телефоны — это катастрофа для детей. Риск заполучить онкозаболевания повышается в несколько раз, существенно снижается иммунитет, — утверждает профессор Анатолий Павленко, — торсионное поле, которое создается при работе телефона, ухудшает память и делает нас раздражительными. Вспомните, как много пишут о том, что нынешнее поколение стало более агрессивным».
Выходом из ситуации, по убеждению профессора, может быть оборудование телефонов специальной защитой. (В Беларуси даже вводят форму с защитой от мобильных излучений. — Авт). По мнению специалистов, дети должны начинать пользоваться мобильным как можно позже, лучше всего — с 16 лет, когда организм уже окрепнет и сформируется, а само время общения не должно превышать 30—40 минут в сутки. Носить мобильный в карманах не рекомендуют. Его не советуют класть и возле кровати, потому что все время происходит соединение с базовой станцией, которая поддерживает связь. Даже когда нет разговора, телефон все равно излучает электромагнитные волны.
В то же время существует мнение, что мобильные телефоны вовсе не наносят вреда. Так, по сообщениям радиостанции Deutsche Welle, немецкие ученые в течение шестилетнего исследования не выявили абсолютно никакого негатива. Руководитель проекта Вольфганг Вайсс утверждает: «Мы испробовали все что можно. Нам не удалось установить ничего, что подтвердило бы прежние опасения или породило бы новые».
У тех, кто первый раз покупает ребенку мобильный, возникает вопрос, а какую собственно модель подарить? «Еще ни один малыш не сказал: купите мне простой и надежный телефон, — говорит продавец мобильных Татьяна. — Для ребенка важно, чтобы были интересные игры, мп3-плеер, блютуз (скачивать друг у друга мелодии и картинки), фото-, а лучше видеокамера. Причем качество изображения неважно. Главное — чтобы оно в принципе было».
«Часто ребенок думает, что без подобных наворотов с ним не будут дружить в школе, и это очень серьезный звоночек, — полагает психолог Елена Лукьяненко. — Очень неправильно считать, что дружбу можно заслужить с помощью новых моделей телефонов или других вещей. Ребенку надо объяснить, что новинка будет интересовать сверстников от силы минут 20, а нужны ли друзья только на такое время?». Добавим, что для малышей «раскладушки» лучше не покупать — могут сломать. Добавим, что в США разработали модель детского телефона «без излишеств»: звонить можно маме и папе, играть — невозможно.
«УКАЗ О ЗАПРЕТЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИНЯЛИ... И ЧТО ТОЛКУ?»
В наши дни тяжело найти старшеклассника, у которого в дневнике хоть раз не появилась запись «Болтал по мобильному телефону», и это притом, что фактически мобильная связь в школе вне закона.
«Еще при Николаенко (Станислав Николаенко — министр образования Украины с февраля 2005-го по декабрь 2007 года. — Авт.), — рассказывает завуч одной из украинских школ Елена Васильевна, — приняли указ о том, что пользоваться мобильными телефонами в школах запрещено, и что? Никто на эту бумагу внимания не обращает: как звонили мобильные, так и звонят. У меня дочка — школьница, и я против того, чтобы она ходила в школу без телефона. Мне надо знать, дошел ли ребенок до класса и вернулся ли домой».
По мнению педагога, о том, чтобы сделать, скажем, специальные камеры хранения телефонов, не может быть и речи: и денег нет, и кто за них отвечать будет? Карать нарушителей штрафом тоже никто не собирается опять же из-за отсутствия механизма наказания. Но любопытно, что, по мнению учителей, в том, что на уроках то и дело пищат телефоны, виноваты не дети, а родители. Мамы считают, что им нужно поговорить с детьми и не важно, урок сейчас или нет. «Мы взрослым свои мозги в голову не вложим и не перевоспитаем», — говорит учитель начальных классов Алла, но все же надеется, что родители хотя бы узнают, когда у их детей перемены.
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНКУ СТОИТ ПОКУПАТЬ МОБИЛЬНЫЙ?
Как понять, действительно ли малыш нуждается в мобильной связи, и как научить правилам пользования телефоном и этикету.
По мнению психологов, ребенку стоит покупать телефон в возрасте 6—7 лет. Но в отдельных случаях трубка не помешает и четырехлетнему карапузу. Следующие пункты помогут понять, так ли нужен мобильный вашему сыну или дочери.
1. Он нужен, если ребенок много времени проводит сам, гуляет без контроля. Родители перегружены работой и не могут уделять много времени общению.
2. Обратите внимание на то, научился ли ваш наследник беречь вещи. Если у машинок постоянно отваливаются колеса, а куклы забываются в гостях, то покупать недешевую технику еще рано.
3. Важно, чтобы ребенок уже осознавал свои потребности. Посмотрите, капризничает ли он по типу «Хочу прямо сейчас» или он может аргументировать свое желание. Естественно, в первом случае телефон покупать не стоит, в нем нет необходимости.
Если вы решили, что телефон необходим, то задумайтесь и о том, что надо объяснить ребенку, как им пользоваться.
1. Безусловно, надо убедиться, что ребенок запомнил, как звонить маме. Получив заветное устройство, дети в первую очередь интересуются играми, фотокамерами и забывают о том, что телефон создан для общения. Если отпрыски сами не звонят, попросите иногда делать вам «контрольные звонки».
2. Важно, чтобы ребенок знал азы телефонного этикета: нельзя пользоваться на уроках, болтать в общественном месте. О том, что время — деньги, мы поговорим отдельно, но общепринято считать, что телефонный разговор должен быть кратким. И обратите внимание на то, что психологи уверены: ваш ребенок повторяет ваши привычки. Если вы не расстаетесь с трубкой — то же будет делать и чадо, если нарочито не поднимаете трубку, так же поступит и ребенок, но уже с вашим звонком, и т. п.
3. Научите ребенка правильно тратить его «мобильный бюджет». Будьте готовы к тому, что первую «порцию» денег он израсходует молниеносно, причем на развлечения. Но в дальнейшем ребенок будет аккуратней. А поскольку у большинства операторов есть услуга бесплатной связи с определенными номерами (дети ее называют «жлоб»), то не стоит беспрестанно пополнять бюджет, потраченный на картинки. Четко объясните ребенку, каким будет его лимит на неделю.
4. Добавим, что не стоит забирать у ребенка телефон за провинности. У него появится недоверие к вам, он будет подозревать, что и последующие подарки у него могут отобрать, и тогда другой подарок, скажем, за успеваемость, уже не будет стимулом. Кроме того, у ребенка не будет уважения и к собственности других людей.
Данные: психологи В. Паробий, Е. Лукьянченко

Немає коментарів:

Дописати коментар