09 серпня, 2013

Консультарий: мама никогда не ценит моего труда


Здраствуйте! Меня зовут ..., мне 15 лет. Я еще маленькая, но наерное уже знаю, что такое депрессия. Моя мама никогда не ценит моего труда, я ей постоянно помагаю, а она мне даже спасибо за это не скажет. Вот например сегодня, я плохо поубирала в ее с папой комнате и она опять начала кричать на меня, выливать свою злость. Я ихня не родная дочка, они меня удочерили, но мне уже так плохо. Также у них есть сын родной. Мне очень не приятно, что она комне так относиться. Что мне делать? Помогите.

Здравствуй,

Понимаю, это – грустно, когда не ценят труда и выливают злость. Особенно, когда кажется, что это из-за того, что ты не родная. По правде говоря, родные родители часто тоже кричат на детей и могут относиться к их труду без особой благодарности. По крайней мере, я это слышу от своих пациентов.

Теперь к твоему вопросу – что тебе делать? И тут нужно рассмотреть две деятельности: как наладить, изменить отношения с родителями и что делать с твоей депрессией.

По поводу отношений – прочитай, пожалуйста, мою статью «Сам дурний», в ней я пишу о том, как лучше давать обратную связь, чтобы быть услышанной. В твоем случае тебе стоит, используя «Я-высказывания» дать знать маме, как ты себя чувствуешь, когда она критикует тебя после уборки. Например: «Мама, я понимаю, что тебя расстроило то, что ты нашла мусор (пыль или что-то еще) после моей уборки. Я очень старалась, но мне обидно слышать, что даже то, что у меня вышло хорошо – ты не замечаешь. Мне кажется, что у меня в следующий раз получится лучше, если ты мне скажешь, что именно тебе понравилось в моей уборке, а что можно было бы улучшить». Важно, чтобы она не почувствовала, что ты нападаешь или защищаешься, просто тебе важно наладить отношения. Очень хорошо, если тебе удастся и маме показать статью :)

По поводу депрессии и неприятных чувств. Как ты думаешь, если человека, например, уволили с работы, как он будет себя чувствовать? Он может расстроиться, опустить руки, а может наоборот – вздохнуть с облегчением и найти другую работу, даже лучше. От чего будет зависеть, как он себя чувствует после увольнения, и как он себя будет вести? Это будет зависеть от того, что он думает об увольнении. В первом случае, например: «Я – неудачник. Мое увольнение только подтверждает это. У меня никогда ничего не получается. Нет смысла даже пробовать найти что-то стоящее. Я гожусь только листья подметать…» - и дальше в том же духе до полной депрессии и упадка сил. Во втором варианте человек может думать так: «Увольнение – это не приятно для меня. Скорее всего, я работал не достаточно хорошо или просто не подходил для этой компании. Я учту свои ошибки. И я верю, что достоин лучшего. И для этого мне нужно найти другую работу, более подходящую для меня». На этих двух примерах мы можем увидеть основную «формулу» когнитивно-поведенческой терапии:

Событие -> Интерпретация (мысли, отношение к событию) -> Реакция (чувства и поведение)

Тебя беспокоит твоя реакция (чувства «знаю, что такое депрессия», «Мне очень не приятно») из-за события («что она ко мне так относиться»). Как думаешь, на что ты можешь влиять? На событие – сложно. На реакцию – поздно. Попробуй изменить свою интерпретацию ситуации. Что ты думаешь о ситуации (когда кричат и выливают злость)? Одна моя пациентка думала в такие моменты, что она плохая, и это еще больше заставляло чувствовать ее несчастной. Я попросила ее подумать о доказательствах того, что она действительно плохая, и о фактах, которые противоречат этой мысли. Потом она нашла альтернативное объяснение поведению человека, который ее критиковал («он был уставший», «его родители не хвалили, он не умеет иначе»). Это упражнение поможет тебе не так эмоционально реагировать на критику.
Тебе 15 лет, значит, ты где-то учишься. В твоем учебном заведении, скорее всего, есть психолог. Можешь обратиться к нему за помощью. Если такого нет, найди ближайший к тебе центр «Клиника дружня до молоді», где тебе обязательно окажут бесплатную помощь. 

Удачи! Молодец, что обратилась :)

Немає коментарів:

Дописати коментар